Государственная политика Республики Узбекистан в области климата

 

15 мая мир отмечает Международный день климата. Проблема глобального изменения климата занимает особое место в перечне проблем человечества в XXI веке. Именно с изменениями климата связывают общий стремительный рост динамики катаклизмов, который наблюдается в последние десятилетия в разных частях света.

Следует признать, что среди ученых и экспертов на сегодняшний день нет единого мнения относительно причин данного явления. Согласно одной точке зрения, речь идет о естественных циклических колебаниях температуры, зависящих от астрономических процессов и их цикличности. Другая точка зрения ассоциирует изменение климата с деятельностью человека (антропогенным фактором).

Геологическая история нашей планеты свидетельствует, что Земля уже неоднократно переживала подобные фазы глобального изменения климата. И данная цикличность неизбежна. Повлиять на эти процессы человечество не в состоянии, поэтому нельзя недооценивать их последствия и возможные риски для людей.

По мнению специалистов, в 2011 году началась новая активная фаза, о которой свидетельствуют скачки сейсмической энергии, увеличение числа мощных разрушительных ураганов, тайфунов, цунами, наводнений, таяние вечной мерзлоты, сокращение площади и массы ледников, повышение уровня морей и океанов и другие аномальные явления природы. То есть регистрируются многочисленные факты изменений, которые происходят в литосфере, гидросфере, атмосфере Земли и существенно влияют на здоровье, условия проживания и жизнеобеспечение людей.

Мировое сообщество предпринимает меры по консолидированному противостоянию этим изменениям. Международный опыт показывает, что подготовка к изменениям климата происходит на всех уровнях от межнационального и национального до регионального, городского, районного.

Так на мировом уровне были составлены и приняты:

  • Рамочная конвенция Организации Объединенных Нации по изменению климата (принята на «Саммите Земли» в Рио-де-Жанейро в 1992 году и вступила в силу 21 марта 1994 года), подписанная более чем 180 странами мира, определившая вектор развития мира в рамках климатических изменений, адаптации к ним и снижению их негативных последствий;
  • Киотский протокол (1997 г.), участниками которого являются 192 государства, обязывающий развитые страны — стороны Протокола сокращать выбросы парниковых газов.
  • Парижское соглашение (подписано в 22 апреля 2016 года главами 175 государств), главная цель которого - удержать повышение глобальной температуры в этом веке в пределах 2 °C и попытаться даже снизить этот показатель до 1,5 °C.

К мировым структурам относятся: Конференция сторон конвенции - верховный орган, собирающийся каждый год для рассмотрения реализации положений конвенции, принятия решений по дальнейшей разработке правил конвенции и переговоров по новым обязательствам; Межправительственная группа экспертов по изменению климата (2013 год), которая стала инструментом для принятия необходимых решений и планирования действий по минимизации рисков в условиях экстремальных погодных и климатических явлений, а также, методологической основой оценки таких рисков.

21.04.2021 года Генеральный секретарь ООН Антонио Гутерриш в интервью агентству Reuters, сообщил, что, согласно отчету Всемирной метеорологической организации, 2020 год стал одним из трех самых жарких периодов за всю историю наблюдений, отмеченных лесными пожарами, засухами, наводнениями и таянием ледников. Мы приближаемся к опасному рубежу в 1,5 градуса, который был определен научным сообществом, а 2021-й должен стать поворотным годом в истории человечества, чтобы предотвратить необратимое изменение климата, - сказал Антонио Гутерриш.

Таким образом, тема изменения климата в ближайшем будущем будет иметь продолжение.

Наша страна относится к категории уязвимых к изменению климата регионов. В случае непринятия своевременных мер и дальнейшего увеличения концентрации парниковых газов в атмосфере, по мнению специалистов, ожидается возрастание рисков дефицита воды и продовольствия (в результате засухи), смертности (вследствие увеличения продолжительности жаркого периода года), а также повторяемости таких опасных явлений, как засухи, сели, паводки, прорывы высокогорных озер и т.д.

Негативное воздействие от изменения климата на экосистемы и человека в настоящее время, согласно оценкам экспертов, уже испытывают регион Приаралья, Республика Каракалпакстан, Хорезмская область, где данные изменения могут стать фактором, угрожающим социальному, экономическому развитию и экологической стабильности.

В Узбекистане правовую основу государственной политики в области климата составляют Конституция Республики Узбекистан, Рамочная конвенция Организации Объединённых Наций об изменении климата, Парижское соглашение об изменении климата, нормативно-правовые акты Президента и Правительства Республики Узбекистан и законодательные акты: в частности, Закон Республики Узбекистан «О ратификации Парижского соглашения» (№ЗРУ-491 от 02.10.2018г.); Закон Республики Узбекистан «Об использовании возобновляемых источников энергии» (№ЗРУ-539 от 21.05.2019 г.); Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030г.» (№УП-5863 от 30.10.2019г.); Постановление Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Стратегии по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019-2030 годов» (№ПП-4477 от 04.10.2019г.); Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года» (№ПКМ-841 от 20.10.2018г.).

Недавно депутаты Законодательной палаты Олий Маждиса приняли во втором чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности», согласно которому Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности дополняется статьей 861, предусматривающей административное наказание за нарушение требований по предотвращению вредного воздействия на озоновый слой.

В настоящее время в Узбекистане разрабатывается проект национальной Стратегии Республики Узбекистан по изменению климата до 2030 года, содержащий план действий по предотвращению изменения климата (сокращению выбросов парниковых газов) и адаптации к его негативным последствиям.

Целью государственной политики в области климата является обеспечение безопасного и устойчивого развития Республики Узбекистан в условиях изменяющегося климата.

Со своей стороны, мы депутаты, считаем, что в упорядочении действий каждого государства, способствующего стабилизации и снижению негативного эффекта антропогенного влияния на климатическую систему, важную роль должно сыграть право, благодаря регулятивному потенциалу которого возможно создать устойчивый международно-правовой режим охраны климата.

 

Елена Бабенко,

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса

член фракции НДПУ.

Депутат Олий Мажлис