Партийная программа

Программа

Народно‑демократической партии Узбекистана

Принята 28 октября 2019 года XI съездом Народно‑демократической партии Узбекистана

Свои программные цели Народно-демократическая партия Узбекистана определяет исходя, в первую очередь, из общенациональных интересов сохранения и укрепления независимости Узбекистана, обеспечения процветания Родины, утверждения в стране обстановки социальной стабильности, гражданского и межнационального согласия, достижения благосостояния каждой семьи и всего народа.

Этим интересам всецело подчинена главная стратегическая цель развития Узбекистана – войти в число развитых демократических государств с высоким уровнем жизни населения, прочно утвердить за собой достойное место в мировом сообществе.

Особое значение в этих вопросах имеет осуществление целенаправленных практических мер по коренному повышению эффективности проводимых реформ, созданию условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития государства и общества, модернизации страны и либерализации всех сфер жизни.

Активное участие в практическом осуществлении соответствующих приоритетных задач является главным направлением деятельности Народно-демократической партии Узбекистана.

Участвуя в избирательных кампаниях, НДП Узбекистана намерена добиваться для своих кандидатов поддержки большинства избирателей, с тем, чтобы получить необходимые возможности для эффективного воздействия на принятие законов, формирование органов исполнительной государственной власти и определение приоритетов социально-экономического и общественно-политического развития и эффективных путей их достижения.

 

I. Основа политической позиции партии – социальные приоритеты развития

Ключевым приоритетом в политике для Народно-демократической партии Узбекистана является повышение социальной эффективности осуществляемых экономических реформ.

Главным ориентиром в реализации этого приоритета является вывод Узбекистана за счет устойчивого экономического развития, в среднесрочной перспективе, в число стран с уровнем и качеством жизни населения не ниже достигнутого в среднеразвитых странах мира.

Партия считает, что при определении путей достижения этой цели необходимо исходить из социальных и экономических интересов слоев населения, нуждающихся в адресной социальной защите и социальной поддержке со стороны государства и общества. Это:

- пенсионеры, лица с инвалидностью, родители, воспитывающие детей-инвалидов, женщины в многодетных семьях, дети, оставшиеся без попечения родителей, одинокие старики и другие уязвимые слои населения, у которых уровень выплачиваемых им пенсий и социальных пособий, недостаточен для полноценного удовлетворения их жизненных потребностей;

- незанятое в экономике трудоспособное население, люди, испытывающие затруднения в трудоустройстве, в том числе молодые люди, впервые выходящие на рынок труда после окончания учебных заведений;

- люди, не имеющие постоянной работы и твердого заработка в связи с отсутствием профессиональной квалификации, в том числе, внутренние и внешние трудовые мигранты.

По мнению НДП Узбекистана необходимо использовать растущий экономический потенциал страны для повышения уровня и качества жизни малообеспеченных слоев населения. Это является одним из главных факторов дальнейшего укрепления в стране обстановки социальной стабильности и гражданского согласия и важнейшим условием обеспечения устойчивого социально-экономического развития.

Исходя из этих приоритетов, партия намерена, опираясь на своих депутатов, добиваться последовательного повышения социальной эффективности осуществляемых экономических реформ, утверждения в обществе активной гражданской позиции, развития отношений социального партнерства.

В решении задач, связанных с жизненными потребностями уязвимых слоев населения, партия рассчитывает на поддержку всех тех, кто заинтересован в устойчивом социально-экономическом развитии.

 

II. Основные приоритеты политической идеологии партии

Ключевыми ценностями политической идеологии партии являются социальная справедливость и равенство, социальная солидарность, социальная демократия.

Социальную справедливость и равенство Народно-демократическая партия Узбекистана понимает, как равенство прав и равенство возможностей их свободного использования, равную ответственность всех перед законом, независимо от их социального и имущественного положения. Равенство и справедливость должны прочно утверждаться во всех сферах – экономической, гуманитарной, культурной, что является необходимым условием для социального прогресса и социальной стабильности.

В социальной солидарности, имеющей глубокие корни в исторических традициях народа, партия видит важный фактор объединения усилий государства и всех прогрессивных сил общества, экономически активных и состоятельных граждан, органов гражданского самоуправления и других общественных институтов для эффективного осуществления важнейших социальных программ и повышения уровня социальной защищенности населения.

Социальная демократия – это демократия для всех, открывающая доступ, в том числе, и представителям уязвимых слоев населения к решению экономических, социальных и других задач, затрагивающих их интересы и жизненные потребности, через своих депутатов в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгашах народных депутатов на местах и непосредственно через органы гражданского самоуправления.

Народно-демократическая партия Узбекистана считает, что повсеместное утверждение в деятельности государства и в общественной жизни этих социальных приоритетов создаст необходимые условия для свободного и ответственного участия каждого человека в политической, экономической и социальной жизни и для последовательного проведения отвечающей интересам не только уязвимых социальных слоев, но и большинства населения сильной социальной политики.

 

III. Общественный идеал партии – социальное демократическое государство

Своим общественным идеалом Народно-демократическая партия считает формирование в Узбекистане социального демократического государства, отвечающего следующим основным критериям:

- Это – демократическое правовое государство и развитое гражданское общество, где не только конституционно гарантированы, но и неукоснительно соблюдаются общепризнанные в мире фундаментальные права и свободы человека, где спокойно живется семьям и детям и где равноправие мужчин и женщин существует не только на бумаге, но и в действительности.

- Это – эффективная государственная власть, которая формируется и действует на основе Конституции и Законов страны, базирующихся на общепризнанных в мировом сообществе демократических принципах, подконтрольна и подотчетна народу.

- Это – лишенная однобокой сырьевой направленности и динамично развивающаяся социальная экономика, которая обеспечивает эффективное насыщение внутреннего рынка товарами и продуктами отечественного производства по доступным ценам и создает необходимые условия для полноценной и достойно оплачиваемой занятости всего трудоспособного населения.

- Это – энергичная социальная политика, которая гарантирует адресную социальную защиту, социальную помощь и социальное обеспечение, включая пенсионное, всем нуждающимся в этом слоям населения на уровне, достаточном для полноценного удовлетворения их жизненных потребностей.

- Это – страна, которая осознает свою ответственность перед грядущими поколениями, служит примером сохранения природы и заботы о защите окружающей среды, обеспечивает молодежи надежное будущее, а пожилым людям – спокойствие и благополучие.

- Это – высокий уровень образованности и культуры населения, который опирается на исторические культурные традиции, богатое духовное наследие народа и вбирает в себя все лучшие достижения современной человеческой цивилизации.

- Это – страна, которая является общим домом для представителей всех, населяющих ее, наций и народностей, в которой в мире и согласии живут люди разных политических взглядов и разных вероисповеданий.

- Это – признанная и уважаемая в мировом сообществе страна, которая осуществляет независимую внешнюю политику и внешнеэкономическую деятельность в целях реализации своих национальных интересов в соответствии с общепринятыми нормами международного права, руководствуясь в отношениях с другими странами принципами добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества.

- Это – надежно обеспеченная и профессионально защищаемая национальная безопасность, территориальная целостность и неприкосновенность государственных границ страны, надежная защита граждан от преступности и насилия.

Народно-демократическая партия Узбекистана считает все это реально осуществимым в ближайшие десятилетия на основе тех предпосылок и условий, которые сформированы в Узбекистане в период его независимого развития.

Практическое осуществление этих приоритетов позволит каждому гражданину Узбекистана гордиться тем, что он живет в процветающей стране, где созданы все условия для его высокой образованности и полноценной профессиональной занятости, и где для его семьи гарантированы уровень и качество жизни, сопоставимые со стандартами, принятыми в развитых странах мира.

Для достижения этой цели Народно-демократическая партия Узбекистана ставит перед собой следующие среднесрочные и долгосрочные программные задачи. 

 

IV. Социальные приоритеты развития

1. Повышение уровня и качества жизни малообеспеченных слоев населения, пенсионеров, людей с инвалидностью

В определении своих социальных приоритетов Народно-демократическая партия Узбекистана исходит из того, что высокий уровень социальной за­щищенности уязвимых слоев населения является надежным фунда­ментом социальной стабильности общества.

Партия считает, что система пенсионного обеспечения и выплаты социальных пособий пенсионеров, лиц с инвалидностью, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, одиноких стариков и детей, оставшихся без попечения родителей, других уязвимых слоев населения должна основываться на критериях, отвечающих универсальным международным стандартам и рекомендациям и Национальным целям и задачам в области устойчивого развития.

В этих целях необходимо:

- законодательное определение минимальных государственных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию конституционно закрепленных социальных гарантий и прав граждан на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни и на получение квалифицированной юридической помощи путем предоставления соответствующих бесплатных социальных услуг малообеспеченным и другим уязвимым слоям населения;

- законодательное закрепление и введение практики применения общепринятых в международном сообществе абсолютных показателей определения уровня жизни населения – прожиточного минимума и потребительской корзины, и порядка их применения при разработке и реализации социальной политики, государственных социальных программ, а также определения на их основе устанавливаемых на государственном уровне минимального размера оплаты труда, размеров пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат.

- дальнейшее развитие системы льготного кредитования, государственного и государственно-частного стимулирования предпринимательской деятельности и надомного труда членов малообеспеченных семей, в том числе, безработных, трудоспособных инвалидов, женщин, что способствует преодолению иждивенческих настроений у этой части населения;

- дальнейшее развитие на базе органов самоуправления граждан законодательно предусмотренной системы консультативных центров и других форм бесплатного обучения малообеспеченных трудоспособных граждан основам ведения бизнеса и предпринимательства и консультирования их по соответствующим правовым и экономическим вопросам.

- законодательное закрепление конкретных процессуальных механизмов осуществления государственно-частного партнерства и социального предпринимательства в сфере оказания социальных услуг населению, в том числе по созданию современных благоприятных условий для одиноких стариков, детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе, проживающих в домах «Мурувват», «Саховат» и «Мехрибонлик»;

- законодательное закрепление порядка проведения свадебных, семейных, юбилейных торжеств, поминальных обрядов и других семейных мероприятий, направленного на предотвращение излишних расходов, наносящих серьезный ущерб социальным интересам и моральным устоям жизни уязвимых слоев населения. В этих целях также необходимо повышение эффективности разъяснительной и просветительской работы об истинном содержании и значении исторически сложившихся национальных культурных ценностей и традиций;

- приведение национального законодательства, регулирующего защиту прав и интересов лиц с инвалидностью в соответствие с Конвенцией ООН о правах инвалидов, другими универсальными международными документами и рекомендациями.

2. Обеспечение социальной доступности товаров и услуг повседневного спроса

Народно-демократическая партия Узбекистана выступает за установление эффективного государственного и общественного контроля за формированием цен на социально-значимые товары и услуги с тем, чтобы цены и тарифы на них не превышали параметры, установленные соответствующими нормативно-правовыми актами.

В этих целях партия предлагает:

- законодательно закрепить порядок определения перечня и государственного регулирования цен на товары и услуги, имеющие важное социальное значение;

- установить пониженные ставки таможенных пошлин и других таможенных платежей на товары, имеющие важное социальное значение, производство которых в стране не удовлетворяет потребностей внутреннего рынка;

- ввести порядок, в соответствии с которым часть доходов от поступающих импортных платежей используется в целях льготного кредитования производства социально значимых импортозамещающих товаров;

- принять дополнительные меры к ограничению монопольного положения на рынке частных компаний, производящих социально значимые товары и услуги, путем введения процессуальных норм принудительного разделения подобных предприятий – монополистов и выделения из их состава независимых от них самостоятельных хозяйствующих субъектов;

- с учетом прогрессивного зарубежного опыта ввести в национальное законодательство нормы и процессуальные механизмы, регулирующие создание магазинов по продаже социально значимых товаров и продуктов питания для малообеспеченных слоев населения и осуществить практические меры по развитию подобных торговых сетей.

3. Обеспечение социальной доступности приобретения жилья и коммунальных услуг

Важным направлением социальной политики Народно-демократическая партия Узбекистана считает обеспечение социально уязвимых слоев населения качественными жилищными условиями.

В этих целях необходимо:

- законодательно установить обязательные социальные отчисления от прибыли строительных компаний и коммерческих банков, строящих ипотечное элитное жилье, с аккумулированием этих отчислений в специальных фондах для последующего использования в целях строительства социального жилья для уязвимых слоев населения, в том числе, для женщин, не имеющих жилья, находящихся в тяжелых жилищных условиях, выпускников домов «Мехрибонлик»;

- расширить строительство доступного жилья для уязвимых слоев населения, включая лиц с инвалидностью, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, женщин, находящихся в тяжелом социальном положении, малообеспеченных матерей, воспитывающих детей в неполной семье и нуждающихся в улучшении жилищных условий. А также совершенствовать практику льготного ипотечного кредитования в этой сфере.

В целях повышения уровня социальной доступности стоимости жилищно-коммунальных услуг и услуг по эксплуатации квартир в многоквартирных домах партия также намерена добиваться:

- пересмотра законодательных норм об отнесении предприятий по оказанию услуг централизованного отопления и горячего водоснабжения и по вывозу и утилизации бытовых отходов к естественным монополиям;

- развития альтернативных автономных форм предоставления коммунальных услуг, не связанных с сетевой инженерной инфраструктурой;

- законодательного закрепления нормативов формирования цен и тарифов на коммунальные услуги и услуги по эксплуатации жилого фонда и предельного уровня рентабельности организаций – поставщиков коммунальных услуг;

- обеспечения открытости соответствующих данных и усиления общественного контроля за установлением тарифов на коммунальные услуги, направленного на исключение случаев завышения цен и тарифов с целью покрытия непроизводительных потерь поставщиков коммунальных услуг;

- дополнения законодательства четкими процессуальными нормами в части организации эксплуатации жилого фонда и повышения взаимной ответственности поставщиков и потребителей основных коммунальных услуг.

- полного охвата жилого фонда современными приборами учета электроэнергии, природного газа, питьевой воды, тепловой энергии и горячего водоснабжения, устанавливаемыми за счет организаций – поставщиков коммунальных услуг;

- передачи всех приборов учета поставляемых коммунальных услуг на баланс организаций – поставщиков, с возложением на них обязанности технического обслуживания, ремонта и регулярной поверки приборов учета.

В решении соответствующих задач партия намерена на системной основе осуществлять взаимодействие с соответствующими государственными органами, осуществлять эффективный парламентский, депутатский и общественный контроль за деятельностью их подразделений на местах.

4. Приоритеты социальной доступности медицинского обслуживания

Важным направлением социальной политики является обеспечение социальной доступности для малообеспеченных слоев населения основных медицинских услуг, особенно, связанных с профилактикой и лечением социально опасных заболеваний.

В этих целях партия намерена добиваться:

- законодательного закрепления перечня обязательных медицинских услуг, предоставляемых бесплатно во всех медицинских учреждениях, вне зависимости от форм собственности и источников их финансирования, а также процессуальных механизмов обязательного медицинского страхования;

- организации ежегодной бесплатной диспансеризации с применением высокотехнологичных медицинских услуг малообеспеченных семей, лиц с инвалидностью, других уязвимых слоев населения в медицинских учреждениях, вне зависимости от форм собственности и источников их финансирования;

- совершенствования системы предоставляемых отдельным категориям населения льгот на приобретение лекарственных средств, медикаментов, средств протезирования и другой медико-социальной помощи, осуществления эффективного общественного контроля в этой сфере;

- законодательного закрепления порядка государственного регулирования цен на лекарственные средства, медикаменты и изделия медицинского назначения;

- осуществления эффективного парламентского и депутатского контроля за оказанием медицинской помощи и обеспечением лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения пенсионеров, лиц с инвалидностью, малообеспеченных семей, лиц, находящихся в домах «Мурувват», «Саховат» и «Мехрибонлик», других уязвимых слоев населения, а также за развитием сети и деятельностью социальных аптек.

5. Социальное равенство и образование

Обеспечение социального равенства в образовании является одним из главных факторов формирования в стране современного демократического общества.

В этой связи Народно-демократическая партия Узбекистана считает важным сосредоточить внимание на реализации следующих социальных приоритетов в сфере образования:

- расширение сети бесплатного и оплачиваемого по льготным ставкам государственного дошкольного образования и воспитания с переходом, в среднесрочной перспективе, к обязательному дошкольному образованию и воспитанию детей в возрасте 6 лет и открытию в дошкольных учреждениях групп для детей в возрасте до 3 лет;

- организация по линии местных органов управления народным образованием надомного труда, в качестве воспитателей дошкольного образования, женщин, имеющих соответствующее педагогическое образование, но не работающих в связи с воспитанием детей дошкольного возраста, в том числе, в рамках программы посещений детей дошкольного возраста на дому с целью оказания дошкольных образовательных услуг – «Нomevisits»;

- установление льготных условий для поступления сельской молодежи по государственным грантам в высшие педагогические, медицинские, другие учебные заведения, готовящие специалистов для села, при условии их работы, после окончания соответствующих учебных заведений, в тех сельских населенных пунктах, в которых они проживали до поступления;

- предоставление льготных образовательных кредитов для обучающихся на платно-контрактной основе студентов из малообеспеченных семей;

- осуществление мер к повышению уровня доступности обучения в высших учебных заведениях лиц с инвалидностью;

- законодательное закрепление порядка и критериев установления размеров платы за обучение в негосударственных образовательных учреждениях, создаваемых в порядке государственно-частного партнерства, с тем, чтобы не допустить их превращения в привилегированные учебные заведения, доступные только для семей с высоким уровнем доходов;

- обеспечение доступности обучения способных детей из малообеспеченных семей в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях и средних школах, в том числе, путем развития соответствующих форм государственно-частного партнерства;

- предоставление учащимся школ права бесплатного проезда в общественном транспорте;

- формирование, с учетом передового зарубежного опыта современных административно-правовых механизмов государственного регулирования развития системы высшего образования, включая оптимизацию стоимости образовательных контрактов, установление размера стипендий, в зависимости от успеваемости студентов и их участия в инновационной деятельности, на уровне, достаточном для удовлетворения их жизненных потребностей, обеспечение всех нуждающихся в этом студентов комфортными условиями проживания в общежитиях и т.п.;

- организации здорового питания воспитанников учреждений дошкольного образования и учащихся школ;

- дальнейшее развитие системы инклюзивного образования, включающей в себя предоставление льгот преподавателям, издание и закупку необходимой специальной литературы и пособий для детей с инвалидностью, в том числе со звуковым сопровождением и на алфавите Брайля, предусмотрев финансирование расходов на эти цели из средств Государственного бюджета.

6. Обеспечение равных возможностей в культурно‑гуманитарной сфере

Руководствуясь принципами социального равенства во всех сферах жизни общества, НДП Узбекистана считает, что на данном этапе реформ сложились достаточные условия для дальнейшего расширения государственной поддержки одаренных и талантливых детей из малообеспеченных семей, включая поддержку одаренных и талантливых детей с ограниченными физическими возможностями. В этих целях, по мнению партии, необходимо решить следующие приоритетные социальные задачи:

- создание эффективных процессуальных механизмов раннего выявления способностей детей и их гармоничного развития;

- создание системы государственных грантов для поддержки одаренных и талантливых детей из малообеспеченных семей;

- увеличение бюджетных расходов на финансирование развития учреждений культуры, детских школ «Баркамол авлод», школ музыки и искусства в отдаленных и труднодоступных сельских населенных пунктах;

- об освобождении малообеспеченных семей от внесения родительской платы в детские школы «Баркамол авлод»;

- о дальнейшем развитии доступной для малообеспеченных слоев населения инфраструктуры для организации досуга и занятий спортом молодого поколения, особенно в отдаленных и труднодоступных сельских населенных пунктах.

В целях обеспечения социальной доступности для малообеспеченных слоев населения объектов материального и нематериального культурного наследия страны, партия предлагает рассмотреть вопрос об организации специализированных фондов для спонсорской поддержки туров к основным достопримечательностям культуры и истории Узбекистана.

 

V. Приоритеты экономической политики

1. Социальная экономика – основа сильной социальной политики

Народно-демократическая партия Узбекистана считает одним из ключевых факторов обеспечения устойчивого экономического развития насыщение внутреннего рынка товарами отечественного производства с высокой добавленной стоимостью.

В этих целях партия полагает необходимым, чтобы на уровне местных хокимиятов были изучены потребности территорий в продовольственных и непродовольственных потребительских товарах и сделан прогноз развития потребительского спроса с учетом имеющихся тенденций роста населения. При этом важно обратить особое внимание на те группы товаров, для производства которых на соответствующих территориях имеются необходимые ресурсы.

На этой основе партия предлагает разработать и утвердить территориальные среднесрочные и долгосрочные программы развития производства соответствующих товаров, с привязкой их к конкретным городам и районам, сбалансированные с территориальными программами занятости и создания рабочих мест и программами подготовки специалистов со средним профессиональным и высшим образованием.

В целях стимулирования деловой активности субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в осуществлении данных программ партия предлагает:

- ввести в практику, на районном и городском уровне, осуществление доступа субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства к льготным финансовым, кредитным и материальным ресурсам для осуществления наиболее эффективных экономически обоснованных бизнес-проектов;

- предусмотреть создание специальных районных и городских инвестиционных фондов развития импортозамещающего производства путем направления в соответствующие местные бюджеты части поступлений от таможенных платежей за ввоз реализуемых на соответствующих территориях импортных товаров;

- ввести «производственную ипотеку» (создание предприятий под ключ за счет инвестиционных ресурсов коммерческих банков с последующей реализацией в кредит или предоставлением в лизинг субъектам предпринимательства) и льготные кредиты для осуществления обоснованных бизнес-проектов по производству импортозамещающих социально значимых товаров и услуг.

Сосредоточение усилий на решении данного комплекса задач способствует реализации ряда долговременных социальных интересов незанятого в экономике трудоспособного населения:

- опережающее создание в производственной сфере новых стабильных рабочих мест, которые обеспечивают более высокую оплату труда;

- расширение круга национальных производителей, выходящих со своими товарами на внутренний рынок, способствует развитию здоровой конкуренции, и, как результат, повышению качества товаров и стабилизации потребительских цен.

Кроме того, достижение внутренней конкурентоспособности является важным для того, чтобы добиться конкурентоспособности товаров собственного производства и на внешних рынках.

НДП Узбекистана считает, что либерализация экономики и формирование рыночной системы сами по себе не гарантируют достижения социальных целей экономического роста. В этой связи необходимо формирование системы демократического государственного и общественного регулирования и контроля за экономическим развитием. В этих целях партия намерена добиваться:

- повсеместного внедрения механизмов социального диалога и демократического общественного контроля по вопросам осуществления структурных реформ в экономике и внедрения новых технологий с тем, чтобы эти процессы сопровождались повышением уровня занятости населения на стабильных высокооплачиваемых рабочих местах и обеспечивали надлежащий уровень безопасности и охраны труда и экологической чистоты производства;

- формирования современной системы технологической экспертизы с обеспечением участия в ней, в порядке социального партнерства, профессиональных союзов и других институтов гражданского общества;

- создания эффективной системы общественного контроля над инвестициями, обеспечивающей защиту общественных интересов в инвестиционной политике.

Поддерживая осуществляемые в стране меры по увеличению экспорта производимой сельскохозяйственной продукции, партия выступает за принятие дополнительных мер к тому, чтобы это не приводило к снижению насыщения внутреннего рынка и росту цен на продовольственную продукцию собственного производства. В этих целях партия организует общественный контроль соответствующих сегментов потребительского рынка, по итогам которого будет, через свои партийные группы в Кенгашах народных депутатов, вносить предложения о принятии необходимых мер по стабилизации цен на производимую в стране продовольственную продукцию.

2. Политика в сфере занятости

Народно-демократическая партии Узбекистана считает, что главным направлением адресной социальной защиты трудоспособного населения должно стать обеспечение его эффективной трудовой занятости на стабильных рабочих местах с уровнем заработной платы, существенно превышающем размер социальных пособий, назначаемых малообеспеченным семьям.

При этом партия считает, что повышение уровня занятости трудоспособного населения, в том числе, через современные надомные формы организации труда не является самоцелью. Эффективное вовлечение незанятого населения в производительную деятельность в реальном секторе экономики является, прежде всего, важным фактором роста производимого ВВП. Это также способствует более полному насыщению внутреннего потребительского рынка товарами собственного производства. Человек, вовлекаемый в трудовую деятельность, из получателя социальных пособий становится источником пополнения доходной части бюджета.

Взаимодействуя в этих вопросах с Министерством занятости и трудовых отношений и его подразделениями на местах, НДП Узбекистана намерена осуществлять парламентский и депутатский контроль за практическим осуществлением государственного заказа по обеспечению занятости населения и организации новых рабочих мест.

При этом, используя демократические механизмы воздействия на решение соответствующих задач, партия будет добиваться неукоснительного соблюдения законодательно установленных квот для обеспечения посильной трудовой занятости людей с инвалидностью. В том числе, партия считает необходимым развивать практику создания сети специализированных предприятий для труда инвалидов за счет централизованных государственных инвестиций и предоставления таким предприятиям государственного социального заказа со стороны органов государственного управления для выполнения социально и общественно значимых проектов.

Партия будет также добиваться повышения уровня правовых гарантий трудоустройства женщин, выпускников домов «Мехрибонлик», других социальных групп населения, испытывающих затруднения в трудоустройстве, включая неукоснительное соблюдение принципа «Равная оплата – за равный труд».  

Партия стремится к тому, чтобы способствовать развитию новых эффективных форм организации надомного труда. В частности, НДП Узбекистана намерена сосредоточить усилия своих партийных групп в местных Кенгашах народных депутатов на выявлении потребностей, разработке и внесении на рассмотрение Кенгашей предложений о развитии надомной трудовой деятельности и участии в соответствующих формах государственно-частного партнерства женщин, не работающих в связи с воспитанием детей дошкольного возраста.

В целях привлечения высококвалифицированных и опытных специалистов для работы в сельских врачебных пунктах, школах и других организациях социальной сферы, расположенных в отдаленных кишлаках, партия считает необходимым законодательно закрепить систему соответствующего материального и морального стимулирования таких работников.

В целях стимулирования субъектов предпринимательства к созданию стабильных рабочих мест с уровнем оплаты труда, превышающим размер средней номинальной начисленной заработной платы в соответствующих отраслях и территориях, партия предлагает рассмотреть:

- об установлении дифференцированных ставок для приравненных к налогам платежей во внебюджетные социальные фонды, исчисляемых от заработной платы в зависимости от размера оплаты труда (обратная шкала для предприятий – чем выше средняя заработная плата, тем ниже ставка единого социального платежа);

- о неприменении налоговых льгот и установления повышенных ставок налога на прибыль для предприятий и частных предпринимателей, осуществляющих оплату труда на уровне ниже размера средней номинальной начисленной заработной платы в соответствующих отраслях и территориях.

В целях усиления социальной защиты женщин, находящихся в тяжелом социальном положении, не имеющих постоянной работы, партия намерена, совместно со своими социальными партнерами добиваться повышения эффективности законодательного регулирования и соответствующей практики обеспечения граждан временной разовой работой.

VI. Социальная демократия и социальное равенство в государственном, общественном строительстве и в судебно-правовой сфере

Народно-демократическая партия Узбекистана выступает за формирование в стране системы социальной демократии. В том числе, за обеспечение равенства для уязвимых слоев населения в государственной, общественной и судебно-правовой сферах.

В этих целях партия предлагает рассмотреть и решить вопросы:

- внедрения механизма обязательных общественных консультаций с парламентскими фракциями политических партий и партийными группами в Кенгашах народных депутатов перед принятием исполнительными органами власти решений по вопросам, затрагивающим наиболее важные стороны социально-экономической жизни страны, влияющим на удовлетворение социальных интересов и жизненных потребностей населения и вызывающим особый общественный интерес;

- законодательного закрепления обязательности общественного обсуждения и общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов, которые существенно изменяют порядок и уровень адресной социальной защиты уязвимых слоев населения;

- создания, на базе Центров государственных услуг пунктов, обеспечивающих в рамках системы «электронного правительства» свободный доступ уязвимых слоев населения к общественному обсуждению и общественной экспертизе проектов законов и иных нормативно-правовых актов, а также к ознакомлению с текстами принятых законов и иных нормативно-правовых актов, в особенности, с текстами нормативно-правовых актов Кенгашей народных депутатов и соответствующих местных органов исполнительной государственной власти.

Основными приоритетами партии в реформировании судебно-правовой сферы являются последовательное обеспечение доступности судебных механизмов защиты прав граждан, дальнейшее укрепление верховенства закона, неукоснительное соблюдение принципа равенства всех перед законом – равенства прав, равенства обязанностей и равенства возможностей.

В целях практического решения этих задач партия намерена добиваться:

- разработки и принятия Национальной программы действий в области прав человека, предусматривающей меры по повышению эффективности парламентского, депутатского и общественного контроля за неукоснительным соблюдением гражданских, политических, экономических и социальных прав уязвимых слоев населения;

- законодательного закрепления норм и процессуальных механизмов защиты чести, достоинства, деловой репутации и безопасности работников здравоохранения и образования;

- обеспечения социальной доступности системы оказания юридической помощи и услуг для уязвимых слоев населения, развитие в этих целях сети специализированных социальных предприятий – «юридических клиник», осуществляющих правовое консультирование уязвимых слоев населения на безвозмездной основе, в том числе, путем организации подобных консультативных пунктов при партийных группах в Кенгашах народных депутатов и местных организациях партии;

- дальнейшего повышения эффективности работы по повышению правовой культуры и созданию системы правового консультирования населения на базе органов самоуправления граждан, в том числе, систематического консультирования представителей уязвимых слоев населения по возникающим у них жизненным вопросам, которые они поднимают в своих обращениях в государственные органы и к депутатам Законодательной палаты и местных Кенгашей.

VII. Обеспечение социальной стабильности в обществе

Народно-демократическая партия Узбекистана считает, что в условиях нарастания угрозы информационного идеологического экстремизма очень важно противопоставить этой угрозе социальную сплоченность общества.

Свою задачу в этих вопросах, в том числе, задачу местных и первичных организаций партия видит в дальнейшей эффективной поддержке работы государства и гражданских институтов по воспитанию идеологического иммунитета и утверждению в обществе идей национальной независимости страны.

В этой связи партия намерена также обеспечить более деятельное участие всех своих звеньев в дальнейшем совершенствовании работы по укреплению института семьи и воспитанию гармонично развитого поколения.

В современных условиях, по мнению партии, молодежная политика должна быть в большей степени направлена на то, чтобы активнее приобщать молодежь к политической жизни общества. Нужно предоставлять перспективным молодым людям возможность проявлять себя в депутатской деятельности, в работе в составе политических партий.

Партия считает, что для поддержания стабильности в обществе целесообразно создать действенные механизмы оперативного выявления и решения социальных проблем, способных вызвать рост социальной напряженности. Важным элементом такого механизма могла бы стать организация, на уровне местных и первичных организаций политических партий, систематического мониторинга состояния социально-экономической ситуации и настроений базовых социальных групп населения.

Необходимо, чтобы по итогам каждого такого мониторинга оперативно принимались адекватные ситуации решения. При этом важно, чтобы люди знали, что именно действующие партии содействуют объективному и справедливому решению возникающих у них социальных проблем, что в принципе исключает необходимость обращения по этим вопросам к «третьим силам». Со своей стороны, партия намерена принять меры по повышению эффективности работы действующих при местных советах партии Общественных приемных и укреплению их взаимодействия с партийными группами НДП Узбекистана в местных Кенгашах народных депутатов.

***

Выдвигая вышеизложенные программные приоритеты, Народно-демократическая партия Узбекистана намерена, в условиях здоровой состязательности с другими партиями страны за поддержку избирателей, добиваться на предстоящих выборах достойного места в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, обеспечивающего создание влиятельной парламентской фракции. Одновременно НДП Узбекистана будет бороться за достижение лидирующих позиций в местных представительных органах государственной власти.

Это создаст необходимые условия для осуществления программных целей партии при ее участии в работе выборных органов государственной власти и позволит обеспечить действенное влияние НДП Узбекистана на принятие и обеспечение эффективного исполнения на местах законов и других государственных решений в интересах утверждения в обществе принципов социального равенства, социальной справедливости и социальной солидарности.